Очень интересная, мало исследованная тема…

Ахам-спхурана, которая является естественным переживанием джняни, также ощущается каждым? человеком в разных жизненных ситуациях. Но редко кто пытается использовать данные моменты в практических целях (для погружения в данное переживание, «слияния» с ним).

Что это за моменты? Это такие случаи, которые приводят к остановке ума при полной сознательности человека (то есть, сюда не относится глубокий сон, потеря сознания при наркозе или обмороке).

Обычно это опыты, которые случается на эмоциональном пике — во время переживания очень сильных эмоций, неважно «негативных» или «позитивных». Почему? Потому что во время пиковых переживаний ум останавливается и тогда можно ощутить Нечто… в Сердце….

Множество подобных «порталов для перехода» описано в учениях Кашмирского Шиваизма..

Также такие опыты можно инициировать искусственно. Тогда это называется практикой…. Например, решение коанов, благодаря которым ум останавливается (заходит в тупик). Более «мягкие» способы – медитация, тай-цзи, дзадзэн…

Такой же опыт может быть вызван близостью к джняни…

Сюда же относятся ситуации, которые приводят к переживанию блаженства.… Если при этом не просто оставаться в состоянии наслаждения этим блаженством, а погрузиться в него, то это может привести к интересному опыту…

Несколько цитат:

Г-н Эканатха Рао: Что такое спхурана [неописуемое, но ощутимое чувство в Сердечном центре]?
M. Спхурана ощущается в отдельных случаях, таких как страх, возбуждение и т. д. Хотя она и присутствует всегда и везде, но чувствуется в определенном центре и в определенных случаях.

К.: Чувствуются ли вибрации Центра вместе с переживанием Чистого Сознания, или это происходит до или после этого?
Б.: Они оба являются одним и тем же. Но спхурану едва уловимо можно почувствовать, когда углубленные занятия медитацией уже принесли свои плоды и конечное сознание уже близко. А также ее можно почувствовать во время сильного испуга или шока, когда ум заходит в тупик (останавливается). Она привлекает к себе внимание таким образом, чтобы спокойный ум медитирующего начал осознавать ее, тяготеть к ней и, в конечном итоге, погрузиться в истинное Я.

«Он говорит, что вселенская спанда проявляется не только в совершенно свободном, но и в ограниченном существе в минуты сильных эмоций гнева, радости, удивления, или быстрого бега.» Кашмирский шиваизм.

«Шиваитский йогин, устремив свое внимание к внутреннему блаженству, возникшему в результате великой радости, или же при виде близкого родственника после долгой разлуки, должен погрузить свой ум в это блаженство и слиться с ним в одно (Виджнянабхайрава, 71).»

«Это можно объяснить следующим образом: сердце человека, отбросившее равнодушие при сладчайших звуках песни, или в момент приятного прикосновения пасты из сандала, сразу же приходит в удивительное вибрирующее движение. [Это] называется ананда-шакти, и ее присутствие говорит о том, что такой человек сердечен (Тантралока, III. 209-10). Люди, не способные к слиянию [с таким блаженным переживанием], и не ощущающие растворения в нем своего физического тела, считаются бессердечными, так как само их сознание остается погруженным в [плотное физическое тело] (там же, III. 24)».

«Сомананда определял идею, обозначенную термином «спанда» как единую форму всех божественных энергий Сознания. Он говорит, что ее можно осознать в собственном сердце в разных повседневных ситуациях: при внезапном воспоминании о неотложном деле; испытывая огромную радость; неожиданно сталкиваясь с чем-то, вселяющим ужас; нежданно встретив кого-то; при произнесении звука висарга (шестнадцатой гласной санскритской фонетики, которую на письме изображают как «:» и произносят как «аха» влштрика-йоге); во время очень быстрого бега; читая что-то быстро и вслух…»

«Существует несколько способов переживания состояния пашъянти. Внимательный и чувствительный человек может поймать мимолетный ее проблеск в сильных эмоциональных состояниях гнева, радости, изумления, замешательства, и т.д. Но, как правило, такие мгновения, известные как кульминационные или пиковые переживания, настолько коротки, а ум большинства людей настолько ленив, что никакого настоящего самонаблюдения и понимания не происходит».