Вначале небольшая ремарка:

Я бы разделила понятия самоисследование (вопрошание кто я?) и атма-вичару. Атма-вичара (нидидхьясана, бхакти) — усилие по удержанию «состояния» Я-Есмь, где нет мыслей и ощущения физ. тела, но при этом присутствует сознавание мира (савикальпа-самадхи), а самоисследование — это техника по поиску источника мыслей, которая и выводит в итоге на это «состояние».

Рамана об этом говорит так:

«И: Если я упорно продолжаю отбрасывать мысли, то могу ли назвать это вичарой?
М: Такая практика может быть промежуточной ступенью, но фактически вичара начинается, только когда вы прилепились к Атману и уже ушли от движения ума, волн мысли

«После восприятия Бога начинается вичара. Она завершается в Осознании Атмана. Вичара – это последний Путь.»

«Вичара является и методом и целью одновременно. «Я ЕСМЬ» – цель и окончательная Реальность. Держаться этого «Я ЕСМЬ» с усилием – вичара, а спонтанно и естественно – Реализация.»

Именно в этом «состоянии» сжигаются васаны:

«И: Значит ли это, что если держаться за Атман, то васаны [склонности ума] будут уничтожаться, как только они появятся?
М: Они сами будут уничтожаться, если вы останетесь тем, кто вы есть.»

Теперь о технике самоисследования

И здесь снова ремарка:

Прежде всего следует понять, что есть «я» и есть «мысли», которые я наблюдаю. Но, возможно, сама практика и даст такое понимание… Ко мне оно пришло другим путём.

Как эту практику делаю я:

1. Наблюдая мысли, отмечаю любую из них и спрашиваю – для кого пришла эта мысль?

2. Ответ – «для меня». Ответом является перевод внимания на чувство «я» в физ.теле («точка» в голове). То, что эзотерики называют точкой самоосознания (не путать с понятием точки сборки из Кастанеды!)

3. Концентрируясь на этой точке, вопрошаю «Кто я?». Это позволяет вниманию оставаться в этой точке долго.

Дополнение:

Есть ещё две техники по поиску этой точки:

  • Контроль (задержка) дыхания.

«Контролем дыхания также достигается и сдерживание мыслей.
Когда мысли сдерживаются, человек твёрдо пребывает в их источнике». (Шри Рамана Гита)

  • Покружиться 1-2 минуты, до потери ориентации в пространстве, а затем резко остановиться. То место, где внимание зафиксируется в этот момент и есть нужная «точка».
суфийский танец (танец дервишей)

суфийский танец (танец дервишей)

4. Концентрация внимания в этой точке (локализация или проекция «я»-мысли в теле) и вопрошание (внутреннее усилие) приводит к тому, что мысль исчезает (пропадает ощущение физического тела, нет мыслей). И тогда проявляется нужное «состояние» (савикальпа самадхи), усилие по удержанию которого и составляет атма-вичару.

«И: Когда я поступаю так и крепко держусь за «я», то есть «я»-мысль, другие мысли приходят и уходят, но я говорю себе: «Кто я?» – и далее ответа нет. Пре­бывание в этом состоянии и есть практика. Не так ли?

М: Нет, это распространенная ошибка. Когда вы пред­принимаете серьезный поиск Атмана, «я»-мысль исчезает и нечто иное, идущее из глубин, держит вас; это уже не «я», которое начало поиск.

И: Что есть это иное?

М: Это Атман, сущность Я. Это не эго, это само вы­сочайшее Бытие.

+ важное дополнение!
Для того, чтобы это случилось, концентрация в этой «точке», вопрошание «Кто я?» должно быть предельным… Это как решение коанов в Дзэн. Таким образом, от силы вопрошания (от внутреннего усилия) зависит, приведёт ли практика к самадхи – сатори (временное состояние) или к кэнсё (взрыву).  

mXj7kZ2RAdY

Хакуин пишет в одном из своих писем, в котором он обсуждает достоинства нэмбуцу и коана: «В изучении дзэна самое важное — предельная активизация духа вопрошения. Поэтому говорят, что чем сильнее дух вопрошения, тем глубже наступающий сатори, и что достаточно сильный дух вопрошения, несомненно, приведет к глубокому сатори. Более того, согласно Эно, самым большим недостатком у последователей дзэна является недостаток духа вопрошения при решении коана. Когда этот дух вопрошения достигает своей кульминационной точки, происходит мгновенный взрыв. Если таких последователей сто или даже тысяча, я вас уверяю, что каждый из них достигнет этой конечной стадии, когда наступит момент самой устойчивой фиксации, они почувствуют, будто они находятся в пустоте, окружающей их со всех сторон и не имеющей предела: они не будут знать, живы они или мертвы; они почувствуют себя необычно прозрачными и свободными от всякого загрязнения, будто они находятся в огромном кристальном бассейне или внутри огромной глыбы льда; это состояние, в котором человек как бы лишается всякого рассудка; если он сидит, то забывает о том, что можно встать, если стоит, то забывает о том, что можно сесть. Ни одна мысль, ни одна эмоция не волнуют его разум, который теперь всецело занят самим коаном. В этот момент советуют не допускать абсолютно никакого страха, никаких мыслей различения, а решительно продолжать решение своего коана. И вот неожиданно они ощутят нечто подобное взрыву, будто ледяной бассейн раскололся на куски, будто рухнула каменная башня, причем это переживание сопровождается чувством такой неизмеримой радости, которую они никогда в жизни еще не испытывали. Поэтому вам предлагают углубиться в коан «му» и посмотреть, что он означает. Если ваш дух вопрошения никогда не будет ослабевать, будет всегда направлен на «му», при отсутствии всякого рода идей, эмоций и воображения, вы, несомненно, достигнете стадии прочной фиксации… Всем этим вы обязаны духу вопрошения, пребывающему в вас, так как без него кульминация никогда не смогла бы быть достигнута. Уверяю вас, дух вопрошения — это крылья, несущие вас к цели».

Share This