Постараюсь из своего понимания и опыта объяснить очень сложный момент (+ цитаты)…

В двух предыдущих постах говорится о Реализации, как о слиянии ума с Истинным Я (Атманом, Сердцем). Что это означает?

Слияние есть то же, что разрубание узла чит-джада-грантхи, разрушение ума или разотождествление (с телом). И происходит этот процесс с двух «сторон» — психофизиологические трансформации и постепенное растворение васан и никогда одно без другого…

«Этот узел — двойной,
одна сторона — за счет каналов, другая —
из-за привязанности ума.»
Шри Рамана Гита

Что есть ум, который сливается? Индивидуальное сознание, очищенное от мыслей (когда нет мыслей, то остаётся фон осознания, чувство «я есмь»). Что есть То, с чем сливается? То, что переживается, как сияние в сердце (хридаям – духовный центр), ощущается с правой стороны груди.

Когда в поиске источника чувства «я есмь» или благодаря йогическим приёмам, индивидуальное сознание опускается в этот Центр, происходят специфические трансформации.

До них – есть чувство «я есмь» и есть То, что сияет (Ахам-спхурана). После разрушения ограничений – это одно и то же и представляет собой единый не разделённый поток света сознавания, поднимающийся из Центра-Сердца.

«Лучезарный свет чистого сознавания,
исходящий из Центра,
Освещает всё тело, как солнце освещает мир.

Благодаря рассеиванию этого света в теле
человек сознаёт своё тело.
Мудрецы говорят, что центр излучения — Сердце.

Когда свет, взятый из всех других нади,
живет только в одном канале,
Узел между сознанием и телом разрывается
и свет пребывает Атманом.»
Шри Рамана Гита

Это Реализация Атмана, как Свидетеля, Истинного Видящего (Ахам). Затем приходит осознание – То (Ахам) находится везде (Брахман). Отсюда изречения из Упанишад – Ахам Брахмасми. Четвёртое состояние — турия.

Но есть ещё васаны, которые привязывают. Когда они полностью растворяются – это полное слияние/разрушение ума/разотождествление… Для этого нужно оставаться в «состоянии» Ахам Брахмасми или поглощённости в Атман. Тогда уходит и идея Атмана, как Свидетеля. Это туриятита или вне состояний.

«Если кто-то из стремящихся к Бесформенному реализует Его как Одно-без-второго, но не сможет реализовать Его на поле Его Божественной Игры, его реализация не будет полной, потому что он не разрешил проблему двойственности. Когда случается Реализация, не остается ничего, кроме Шивы – абсолютной недвойственности. Только тогда можно сказать, что вся Вселенная – Его Божественная Игра. Постигаешь, что проявляющееся – лишь Он один.»
Анандамайи Ма