В книге Вичара Санграха говорится, что хотя человек однажды осознаёт Себя, он не может только по этой простой причине стать Освобождённым, муктой. Он продолжает оставаться жертвой васан (скрытых склонностей). Шри Бхагавана спросили, будет ли упомянутое в книге осознание тем же самым, что и у джняни, а если так, то почему должна быть разница в их действиях.

М. Это переживание то же самое. Каждый человек переживает Атман, Я, сознательно или бессознательно. Переживание аджняни замутнено его скрытыми склонностями, тогда как у джняни этого нет. Поэтому у джняни переживание Себя отчётливое и постоянное.

Благодаря долгой практике искатель имеет возможность получить проблеск Реальности. Это переживание может быть живым достаточно долго. И всё-таки старые васаны отвлекут его и поэтому Переживание будет утрачено. Такой человек должен продолжать свои усилия – размышление [манана] и сосредоточение на Я [нидидхьясана] – до тех пор, пока все те препятствия (васаны) не устранятся. Тогда он будет способен оставаться постоянно в Истинном Состоянии.

П. В чём разница между человеком, не делающем попыток и остающимся аджняни, и другим, который достигает некого проблеска и возвращается к аджняне?

М. В последнем случае какой-то стимул всегда присутствует, чтобы понуждать его к дальнейшим усилиям до тех пор, пока Осознание не станет совершенным.

П. Шрутпи говорят: Сакрит вибхатойям брахмалока (Это знание Брахмана воссияет однажды и навсегда).

М. Они здесь ссылаются на постоянное Осознание, а не на проблески.

Share This