В качестве предисловия…

Впервые о практике Атма-вичара я узнала зимой 2011 года. Мне на глаза попала книга Раманы Махарши «Весть Истины или Прямой Путь к Себе». Открыла электронный вариант на компьютере и прочитала главу про Атма-вичару. Зацепил рисунок, который там изображен. Но в целом было непонятно, что она означает, а всю книгу читать было некогда, я её отложила. Но так сложилось, что впоследствии мне пришлось вплотную столкнуться с данной техникой. Даже когда я пыталась заниматься другими практиками (мне всегда было интересно испробовать на себе разные техники и методики, узнать, как они работают, к чему приводят), события, так или иначе, поворачивали к вичаре.

Это было похоже на квест или детективное расследование, которое подогревалось разнообразной литературой, всевозможными жизненными событиями, моим природным любопытством (если все говорят, что техника не работает или не знают как, значит я должна узнать), какой-то старой детской мечтой найти «тайный путь» в потусторонний мир и личным опытом.

Некоторым препятствием к практике было понимание того, что Рамана на самом-то деле не делал эту технику, а это произошло с ним.… Но мне в руки попали работы Шанкарачарьи, учение Кашмирского Шиваизма, а позже книга о Ма Сури. И тогда я поняла, что это не техника Раманы или кого-то ещё. Она просто есть.

Читая записи диалогов с Раманой и пытаясь понять, как правильно делать данную практику, я путалась в высказываниях.
С одной стороны было рекомендовано спрашивать «Для кого возникла эта мысль?» — «Для меня» — «Кто я?».
С другой – держаться чувства «я есмь».
С третьей – искать источник самого ощущения «я есмь».
В-четвёртых, погружаться в Сердце, в Атман.
В-пятых, пребывать в Атмане.
Поначалу всё это казалось мне запутанным и противоречивым, но позже было понято, что это просто стадии Одного Процесса! И этот процесс и есть Атма-вичара или просто вичара…
Результатом такого процесса является поглощение и уничтожение ума Силой Атмана, что равняется Реализации.

Если брать во внимание любое учение, например работы Шанкарачарьи или «Йога-сутры» Патанджали, а также рассматривая опыты пробуждённых, то становится понятно, что Пробуждение – это действительно Процесс, начало которого (с какой ступени начинать «подниматься»), зависит о степени подготовленности искателя и от его предрасположенности.

Например, Рамана о своём опыте говорил так:

«В другой раз Шри Бхагаван в разговоре со мной объяснил, как самопроизвольная реализация Самости позволила ему проскочить все стадии, которые обычно проходят духовные искатели.

«Некоторые, – сказал он, – начинают с изучения в юности литературы. Затем они наслаждаются мирскими благами, пока не почувствуют пресыщения. Затем, когда вступают в зрелый возраст, обращаются к ведантической литературе. Они идут к гуру и получают посвящение, а затем у них начинается процесс шравана-манана-нидидхьясана, что в конечном итоге приводит к самадхи. Это обычный и стандартный путь к освобождению. Он называется крама-мукти (постепенное освобождение). Но меня захватило врасплох акрама-мукти (внезапное освобождение) еще до того, как я начал проходить первую стадию».

Шри Бхагаван засмеялся и добавил: «Итак, теперь, когда ко мне приходят мысли обо всем этом, я не знаю, что с ними делать». Дэвид Годман «Воспоминания о Рамане Махарши. Встречи, приводящие к трансформации».

Продолжение следует…