Начало <<ЗДЕСЬ>>

Итак, выписав ряд цитат из книг – записей диалогов с Раманой, я начала применять их на себе. Это был длительный многолетний процесс анализа, опытов и т.д. В это же время я пробовала и другие практики – дзадзэн, тай-цзи, решение коанов, випассану, практики из Кашмирского Шиваизма, читала литературу, анализировала и прочее.

Ещё до этого мною было осознано, что есть «я», а есть мысли, которые я наблюдаю. То же самое осознание возможно через наблюдение за возникающими мыслями и последующий вопрос: «Для кого возникла эта мысль?» — «Для меня». Можно даже определить физическую локализацию этого ответа «меня» — в голове за глазами.

Следующий вопрос: «Кто я?». Вопрошая таким образом, удаётся зафиксировать внимание в этой точке «я». И мой первый опыт был таков – мысли приходят и уходят, а внимание прочно зафиксировано на «я». Я так поначалу и практиковала, пока не прочитала в книге Раманы, что так делать неправильно…

Хорошо… Тогда я объединила практику вопрошания с сидением в дзадзэн. Сидела на спец. подушке, в особом удобном положении, которое позволяло быстро избавиться от ощущения физ. тела и при этом не провалиться в сон (что случалось тут же, стоило мне начать практиковать лёжа), и фиксировала внимание в точке «я». В какой-то из моментов ощущение этой точки и соответственно мысли «я» пропадало (мысль «я» никогда не существует сама по себе, а только в связке с физическим телом), внимание переставало фиксироваться в каком-либо месте физического тела или на какой-то мысли, оно «расплывалось» и оставалось просто ощущение «я есмь», пребывание. Это же является целью и смыслом дхьяны. А последующая практика тай-цзи позволила этот опыт перенести в повседневную жизнь. А по сути, это всё одно и то же – то, что называется опытом тонкого тела.

Тут же пришло понимание и техники випассаны. А случилось это, когда я летом лежала на пляже и смотрела на проплывающие облака. У меня ещё с детства была забава – концентрировать внимание на облаке. Если делать это упорно, с усилием, облако быстро таяло и исчезало. И тут меня осенило! Если так же поступать с мыслями, с какими-то желаниями, импульсами к необдуманным действиям и т.д., то они быстро растворяются… И тогда снова – просто пребывание, «я есмь». И так раз за разом.

Как бы то ни было, цель всех подобных практик одна – максимально очистить и успокоить ум, сделать его сильным и однонаправленным. И когда практика доходит до своей зрелости (становится меньше мыслей, сама мыслительная активность затухает, одним словом — ум успокаивается), ищущий начинает ощущать Нечто, вначале едва уловимо, но затем всё более чётко и ясно – то, что называют ахам-спхурана, спанда или лучезарность (сияние) Я.

Однажды Бхагаван сказал: «Высшая Сила (Суть) является непроявленной и первый признак ее проявления — есть ахам спхурана».

И только после этого начинается настоящая Вичара! Об этом в следующей статье.