30.09.2015

Решила начать с практик, которые подробно описываются в книге Сэкида Кацуки «Практика дзэн».

Большое внимание Сэкида Кацуки уделяет правильной позе при дзадзэн и правильному дыханию.
Цитата из книги: «Теперь мы хотим сделать существенное замечание: именно правильные манипуляции нижней частью живота, когда мы сидим и дышим в дзадзэн, дают нам возможность контролировать деятельность ума. Поза и дыхание содержат в себе ключ к сосредоточению, к успокоению деятельности ума, к вступлению в самадхи.»

Обустроила место для практик. Перечитала внимательно главу 2. «Поза для дзадзэн». Выбрала для себя наиболее удобное положение тела. Посидела так спокойно около часа. Никакого напряжения. И совершенно не клонило в сон. Тогда как раньше я обычно практиковала, просто сидя на диване или в кресле, облокотившись на его спинку, а потому очень часто в процессе практики попросту засыпала.

12373_600 12765_600

1.10.2015

Пересмотрела ещё раз главы, где описывается правильный способ дыхания при дзадзэн. Опробовала на себе. Оказалось, что почти так всегда и делаю, просто интуитивно.

В целом, зачем всё это нужно:

1. «Правильное» положение тела помогает быстрее «влиться» в практику, забыть о теле и при этом не заснуть.
2. «Правильное» дыхание помогает в контроле ума и в сохранении постоянной бдительности.

А постоянная бдительность — это основа любых медитативных практик.

2.10.2015

Сидя в медитации, пробовала на себе разные техники (коан «хлопок одной ладонью», самоисследование, практика со стенкой, только «мысленно») и поняла, что во всех случаях я выполняю одно и то же действие – внимание переносится в «ментальное тело-пространство». И чем сильнее сосредоточение-ментальное усилие, тем быстрее получается. Ещё это похоже на то, будто мысленно толкаешь стену. В результате такого «ментального усилия» возникает либо ощущение «расширения», либо просто ощущение нахождения в неком «резервуаре» со стенками. Если при этом перенести внимание на физ.тело, то чувствуется давление в районе макушки. Мысли ощущаются где-то внутри этого «резервуара». Также одновременно с этим появляется ощущение всё нарастающего блаженства. Раньше, когда я делала практики весной-летом, последнего никогда не было. Пыталась проследить, откуда появляются мысли или чувство-ощущение «я-естности», но так и не поняла, как это сделать. Интересно, что во время практики пришло смс и я подумала, что ещё мин. 10 и буду уже собираться. Когда же вышла из медитации, то оказалось, что прошёл целый час, хотя по ощущениям казалось, что не больше 10-15-ти минут.

5-6.10.2015

Делала практики по счёту дыханий (считала каждый вдох и выдох, считала только выдохи, считала только вдохи). Заметила, насколько сейчас меньше мыслей и насколько хорошо получается удерживать концентрацию внимания (по сравнению с практикой в начале лета).
Затем следовала за вдохом и выдохом, практиковала бамбуковый метод дыхания и приступила к коану «му». С каждым выдохом произносится «му» (выдох долгий, согласно описанию Кацуки). Также практиковала произнесение про себя «му», сочетая коан с бамбуковым методом дыхания (волнообразным и прерывистым). Заметила, что лучше всего концентрироваться и контролировать мысли, не позволяя вниманию уплывать в грёзы, получается в последнем случае (бамбуковый метод дыхания + «му»). Это похоже на то, будто мысленно, со всё нарастающей силой, толкаешь закрытую дверь. Как по мне, решение коана в дзэн, в данном случае концентрация на едином слоге-звуке «му» похоже на дхьяну (удержание внимания на одной мысли), а по сути не просто похоже, а ею и является.

12.10.2015

Вначале практиковала некоторые упражнения из дзадзэн. Мысли-эмоции быстро успокоились и их стало намного меньше. Потом, когда внимание «цеплялось» за мысли, я его переносила на чувство «я», ощущение «себя» (практика самоисследования). Затем внимание уже не перескакивало на мысли, оставалось только ощущение себя, а мысли шли «фоном». Почти пропало ощущение физ.тела. Затем состояние начало углубляться и возникло ощущение «давления-расширения». Интересно, что раньше у меня это ощущение заставляло в конце-концов открывать глаза и прекращать его, поскольку казалось, что оно меня «сплющит». Но после опыта в августе страх этого пропал (равно, как и не стало страха исчезновения личности), и я могла спокойно оставаться в этом состоянии расширения сколько угодно. Также не стало и давления на макушку, что меня удивило. Так я и оставалась с этим состоянием, пока давление само постепенно не угасло. Затем внимание перенеслось на какой-то внешний звук. Было ощущение, что все окружающие звуки находятся во «мне», а не как обычно «справа-слева и т.д.». На улице разговаривали двое прохожих, но не было понимания, что они говорят, только различие тембра голоса-звуков-вибраций. После такой практики (по времени она заняла часа два) ещё полдня была какая-то повышенная чувствительность. Например, я тогда пошла в магазин, на кассе рядом женщина складывала продукты, и я очень чутко ощущала все её движения. То есть, даже не смотря в её сторону, я ощущала всё, что она делает. Очень странное-интересное ощущение.. Также «ощущались» настроения-эмоции-мысли других людей. Постепенно такая чувствительность прошла.

16.10.2015

Сегодня во время практики было всё почти также, как и 12.10, кроме одного любопытного момента. Я себя до этого спрашивала, что означает «двигать тонким телом». Переносить внимание «туда» это понятно, оставаться «там» это понятно. Но что означает двигать, до этого дня было на практике не очень понятно. И вот во время практики, в какой-то момент я вспомнила про этот свой вопрос. И так, сидя в медитации, я сделала «мысленно» движение, как если бы двигала туловище вперёд, но не физ.телом (оно во время практики не ощущалось), а…как бы…«мысленно». И тут же, вслед за «тонким» движением начало двигаться вперёд всё физ.тело и я чуть не свалилась на пол. Затем я повторила то же самое с движением назад, также получилось. Так мне стало совершенно ясно, что означает «двигать тонким телом» или как физ.тело может двигаться вслед за «мысленным движением».