О разрубании узла

1. Вечером 14 августа я задал Махарши вопрос
о разрыве узла [грантхи бхеда],
По которому даже знатоки Писаний
имеют сомнения.

2. Лучезарный Бхагаван, Шри Рамана Риши,
Выслушал мой вопрос, немного безмолвствовал
и ответил в своей божественной манере.

3. Связь между телом и Атманом
именуется грантхи.
Только из-за этой связи с Атманом
человек сознаёт тело.

4. Это тело — бесчувственно.
Атман — чистое сознавание1.
Связь между телом и Атманом
выводится благодаря интеллекту.

5. О дитя, тело действует,
окутанное рассеянным светом чистого сознавания.
Поскольку мир не воспринимается в глубоком сне,
обмороке и т. п.,
необходимо сделать вывод
о местонахождении Атмана2.

6. Так же как тонкие силы, подобные электрическому току,
проходят по видимым глазу проводам,
Так и свет сознавания
течет по каналам [нади] в теле.

7. Лучезарный свет чистого сознавания,
исходящий из Центра,
Освещает всё тело, как солнце освещает мир.

8. Благодаря рассеиванию этого света в теле
человек сознаёт своё тело.
Мудрецы говорят, что центр излучения — Сердце.

9. Из игры сил в каналах
делается вывод о потоке света сознавания.
Силы текут через тело,
каждая по своему особенному каналу.

10. Особый канал, по Которому течет чистое сознавание,
именуется сушумна.
Его также называют
атма нади, пара нади и амрита нади3.

11. Так как свет охватывает всё тело,
человек привязывается к телу,
ошибочно принимая его за Атман,
И рассматривает мир отличным от себя.

12. Когда различающий4 человек отказывается
от привязанности и отождествления себя с телом
и практикует однонаправленный Поиск,
В каналах начинается вспенивание.

13. С этим вспениванием каналов [надu]
Атман становится отделенным от других нади
И впредь сияет, держась только амрита нади.

14. Когда лучезарный свет сознавания
сияет только в амрита нади,
Ничто не блистает, кроме Атмана.

15. Ничто из появляющегося перед таким Мудрецом
не имеет отдельного существования.
Он сознаёт Атман так же ясно,
как невежественный — своё тело.

16. Тот, для кого сияет только Атман —
внутри, вне и везде
Так же ясно, как имя и форма для невежественного, —
именуется разрубившим узел.

17. Этот узел — двойной,
одна сторона — за счет каналов, другая —
из-за привязанности ума.
Воспринимающий5, хотя и тонкий по природе,
ощущает грубый мир в его полноте
через каналы [нади].

18. Когда свет, взятый из всех других нади,
живет только в одном канале,
Узел между сознанием и телом разрывается
и свет пребывает Атманом.

19. Как раскаленный железный шар
кажется шаром огня,
Так и это тело,
раскаленное в огне Само-исследования,
сияет, словно Атман.

20. Застарелые скрытые склонности6,
принадлежащие телу-уму,
уничтожены.
Будучи свободным от телесного сознания,
человек никогда больше не имеет чувства делателя.

21. Поскольку такой человек не имеет чувства делателя,
говорят, что его карма полностью разрушена.
Для него сомнения не поднимаются,
так как ничего не существует, кроме Атмана.

22. Стоит разрубить узел,
и человек никогда больше не привязывается.
Это — состояние высочайшей Силы и высочайшего
Мира.

Такова девятая глава, именуемая
«О разрубании узла»,
в Шри Рамана Гите,
науке о Брахмане и Писании йоги,
сочиненной учеником Раманы, Васиштхой Ганапати.

Рамана Махарши — Шри Рамана Гита. Глава IX